Песах
Песах – великий праздник исторического исхода евреев из Египта. Об этом рассказывается во второй книге Торы – книге Шмот (Исход).
Рабство в Египте
Долгое время евреи были рабами у египетских фараонов. Они прибыли в Египет в то время, когда сын Иакова, Йосиф был первым министром фараона. Сначала все шло прекрасно: евреи много трудились, строили свои дома, богатели. Постепенно из маленького племени они превратились в большой народ. Новый фараон, которому не было дела до заслуг Йосифа, решил превратить евреев в таких же рабов, какими были все его подданные. С тех пор евреи стали выполнять самые тяжелые и изнурительные работы, под палящим солнцем они изготавливали из глины кирпич.
Но и после этого еврейский народ продолжал умножаться. Тогда фараон «велел всякого новорожденного у евреев сына бросать в реку, а всякую дочь оставлять в живых». Он надеялся, что дочери евреев будут выходить замуж за египтян, и евреи перестанут существовать как народ. «Вот народ сынов Израилевых. Многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случиться, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружиться против нас, и выйдет из земли нашей».
Рождение Моше, Божий призыв к Моше
В 2368 году по еврейскому летоисчислению (14 в. до н.э.) в одной семье родился мальчик. Его звали Моше (Моисей). Родителями его были Амрам и Иохаведа из колена Левия. Мать, вопреки указу фараона, оставила младенца в живых. Но она понимала, что рано или поздно его найдут слуги фараона и убьют. Поэтому, когда ребенку исполнилось три месяца, она уложила его в тростниковую корзинку, обмазанную смолой, и оставила в камышах на берегу реки, в том месте, куда приходила купаться дочь фараона. После купания дочь фараона нашла корзину с ребенком, пожалела красивого мальчика и взяла во дворец.
Моше, будущий вождь еврейского народа, вырос во дворце. Случайно кормилицей ему назначили его собственную мать. Поэтому в конце концов он узнал, кто он на самом деле.
В юношеском возрасте Моше увидел однажды, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. В гневе Моше убил египтянина, за что был приговорен к смерти, но бежал в пустыню. Он отправился в землю Мидиан, где стал пастухом. Однажды, когда Моше пас овец, он увидел удивительное явление: куст, объятый сильным пламенем, горел, но никак не сгорал. Из огня раздался голос Бога, который повелел Моше отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Вместе со своим братом Аароном Моше отправился к фараону с указанием отпустить еврейский народ в пустыню, но в ответ фараон лишь ужесточил угнетение израильтян.
Тогда Бог встал на защиту своего народа. Всевышний насылал на Египет страшные казни: воду в Ниле Он превратил в кровь, в реке погибла вся рыба; он наслал мор на скотину, на людях, на животных появились язвы; Он наслал на Египет тысячи лягушек; и град побил посевы и сады, а что уцелело от града, сожрала саранча, наконец скрылось солнце, и тьма окутала землю. После каждого такого наказания фараон обещал отпустить евреев и отменял свое решение, лишь бедствие миновало. Так было девять раз.
Пасхальный агнец
А в десятый Бог послал на Египет самое страшное бедствие. Всевышний предупредил Моше: «Скажи своему народу, пусть в каждой еврейской семье зарежут годовалого ягненка и его кровью помажут дверные косяки. А мясо ягненка зажарят на огне и в ту же ночь съедят. В эту ночь я пройду через весь Египет и поражу первенца в каждой египетской семье и перворожденного всякой скотины. Но тот дом, дверной косяк которого будет вымазан кровью, будет спасен». Отсюда и название праздника. Песах означает «миновал, перепрыгнул, прошел мимо».
И действительно, среди ночи погибли все старшие сыновья во всех египетских семьях «от первенца фараона, сидящего на троне до первенца рабыни, которая при жерновах». Тогда фараон позвал Моше и Аарона и сказал: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и выйдите совершите служение Господу, как говорили вы».
Исход
В ночь с 14 на 15 ниссана 2448 года по еврейскому летоисчислению (1312 г. до н.э.) евреи в спешке выходили из Египта, где прожили 400 лет. Они так торопились, что хлеб пришлось готовить из нескисшего теста. С этим связан один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть на протяжении семи дней мацу. Маца готовиться на воде без соли, поэтому ее называют опресноками. Маца является символом свободы, напоминанием, что евреи когда-то были рабами.
Фараон, отпустив евреев, начал сожалеть об этом. Он отправил вдогонку большое войско. Ужас охватил израильтян при виде египетских колесниц. Бежать им было некуда: с одной стороны было море, с другой – воины фараона. Тогда Бог приказал, чтобы Моше поднял свой посох над волнами. Моше повиновался. В ту же минуту начал дуть сильный восточный ветер и отгонял воду от берега. Дно моря обнажилось, и евреи ступили на него и побежали. Египтяне погнались следом, но как только евреи выбрались на другой берег, Моше снова поднял посох, и вода вернулась на место, поглотив всё войско фараона. Так Бог спас Свой народ, даровав ему свободу.
Песах — царь праздников
В память об этом важнейшем событии в истории еврейского народа и установлен праздник Песах. Это событие легло в основу национального характера еврейского народа – свободного народа, заключившего по доброй воле союз с Богом и принявшего на себя обязательство исполнять данные Им законы (Тору), народа, который всему человечеству несет понятия свободы, справедливости и правосудия. Песах является самым семейным из всех еврейских праздников. Главная заповедь, исполняемая в Песах, — проведение «Седера», во время которого едят мацу, — связана с теплом домашней обстановки. Характерные обычаи, символы и ароматы создают атмосферу праздника, когда каждый еврей вместе со всем народом вспоминает о чуде, произошедшем в Египте много веков назад. Главная задача этого праздника – передача памяти об исходе из Египта от одного поколения к другому. Об этом сказано в самой Торе: «И скажешь ты сыну твоему в тот день так: ради исполнения этой заповеди сделал Господь мне это при исходе моем из Египта». Еврейские мудрецы добавляют: «В каждом поколении обязан смотреть на себя так, словно сам он вышел из Египта».
Песах всегда считался в еврейском народе главным праздником, «царем праздников». У него есть 4 названия: праздник Песах, праздник свободы, праздник мацат и праздник весны. Первые три названия связаны с историческим событием исхода евреев из Египта. Название «Праздника опресноков» Песах получил от важнейшего отличительного признака: все семь дней евреи едят мацу. Тора говорит: «В первый месяц, с четырнадцатого дня месяца, с вечера, ешьте опресноки (мацот) до вечера двадцать первого дня того же месяца». Сыны Израиля уходили из Египта поспешно, опасаясь, что фараон изменит свое решение отпустить их на свободу. Из-за этой спешки «нес народ тесто своё прежде, чем оно сквасилось». В память об этом установлен запрет в Песах хамец, то есть кислое тесто и изделия из него. Мацу пекут из теста, которое не успело скваситься (с момента соприкосновения воды с мукой не должно пройти больше 18 минут).
Праздником весны Песах называют потому, что отмечают его в середине весеннего месяца нисан, когда начинается созревание озимых, распускаются весенние цветы, природа пробуждается от зимней спячки. С древнейших времен, еще до того, как предки евреев попали в Египет, они каждый год праздновали приход весны. В этот день они приносили жертвы – на алтарь клали зерно и резали ягненка. Приход весны праздновали 15 нисана. Название месяц Нисан, как и названия других месяцев еврейского года, пришло из Вавилонии и означает «почка, бутон». Таким образом, название месяца указывает на весеннее цветение, ежегодное обновление природы, и символично, что именно в нисане, после Исхода из Египта, началось возрождение еврейского народа.